итог
Обращение к подобной теме, если не единственное, то очень редкое. (Нам же все человеческое чуждо, а на чужие проблемы здоровья и вообще по барабану).. И вдруг двоим не все равно. Занимаются, организуют художников, далают экспозицию, собирают жюри, доводят проект до реального состояния. Для кого? Чиновников,
ни каким постером не сдвинуть с места. Медикам, они лучше нас знают, что происходит. Художникам, а у них что не хватает работы, или хороших японских постеров не видели?

Для людей, для всех нас, москвичей, петербуржцев, ивановцев,- всех , всех соединить одной болью к нашим детям. Всех соединить, разбудить, разшевелить, что-то делать со всей нашей абсурдной жизнью.

Не много плакатов получилось для публичного рассмотрения. Но тема труднейшая, а опыта в подобной работе нет. И все равно, замечательно что конкурс состоялся . И я бы отметил мужество тех художников, которые участвовали, но не вошли в шорт лист. Своим участием они позволили мероприятию состояться, а сами получили опыт. Среди отклоненных работ, есть замечательные художники. Поздравляю участников и победителей одной радостью, мы еще раз попробовали людей приблизить друг ко другу.
Борис Трофимов


Что сказать в итоге? Трудная, в полном смысле больная тема. Особенно диагностика детского рака. Это не то, что писать, произносить страшно, а тут - плакаты. Многие знаменитые отказались. И вовсе не от нехватки времени или снобизма по отношению к конкурсу. Просто не совладали с темой, не знали, как к ней подступиться.

Всем, кто участвовал спасибо за чисто человеческое мужество.

Но были и те, кто подошли к теме с необыкновенной легкостью, свойственной нашему атеистическому времени.

Многим работам не хватило пластического языка для выражения сути. Скажу шире: есть темы и задачи перед которыми отступают привычные формальные приемы, все эти штучки, фокусы .

Тема требует предельной собранности и профессионального такта, она как моральный лакмус обнажает человеческие представления о добре и зле. Шажок и получается сентимент, литература, пошлость. Шажок в другую сторону и выходит пошлость иного рода, когда горе, страдание прячется за формальной ловкостью, эффектной находкой, визуальным приколом.

А ждали мы не прикола, а прокола. Прокола сердца.

Поразительно, но многие работы были сделаны по - английски. Не смысле такта, чувства меры или отвязанности британской дизайнерской школы. Просто весь их смысл сводился к английской игре слов. В этом есть какая-то неадекватность. Это же русский конкурс и целевая аудитория: мамаши из районной поликлиники. О чем вы думали ребята? О международной судьбе своих работ или о том что это будет понятно узкому кругу продвинутых столичных коллег или о том, что Россия стала полноценной частью мирового сообщества. Это в Голандии каждый таксист говорит по-английски, но не на бескрайних российских просторов. А стоит за этими работами бездушный формализм, отмазка, когда ради красного словца не пожалеешь и …

Словом , иноязычные работы были отвергнуты, как класс, в не зависимости от их качества.

Другой тип работ, который преобладал на конкурсе можно отнести в разряду " нас пугают, а нам не страшно".

Почему-то тема больных или потенциально больных ( в брифе было не "детский рак", а "профилактика и диагностика детского рака") детей неминуемо привела большинство полных жизни молодых дизайнеров в самым мрачным образам: могилки, крестики, словом чернуха.

А теперь поставьте себя на место матери, которая видит ваш плакат. Представили ?! То-то! Да и кто, положа руку на сердце, особенно задумывался о миллионах реальных женщин с их малышами и проблемами. А надо было.

Во многих плакатах не хватало самого элементарного: веры, надежды и любви. Не зря я написал в начале о тотальном атеизме. Не хватало простого человеческого сочувствия. Не хватало человеческого…

Трудно давать моральные оценки людям, которых не знаешь, да и не дело члена жюри дизайнеского конкурса пускаться в морализаторство.

Удивляет, что люди приступали к работе, даже не осознав до конца задачу. А задача была ободрить, вселить надежду. Сверхзадача конкурса - помочь людям. А кому нужна помощь, если кругом могилки и крестики. Помощь нужна живым.

Глядя на многие работы, хотелось вспомнить строчки:" … ей не хватало крови, тала, ей не хватало течь везде. Ей только жизни не хватало - дистилированной воде."

И все же, как и в любом конкурсе, после отбраковки осталось несколько по-настоящему хороших работ по- плакатному лаконичных и по-человечески трогательных.
Андрей Амлинский


Фотографии с конкурса:













меню