Удачи вам, выпускники! (2001)
Каждый выпускник высшего учебного заведения оказывается на перепутье очень важных для него дорог хотя бы дважды в своей жизни, и, как правило, летом. Окончен первый этап и аттестат с подписью любимого директора школы наполняет вчерашнего одиннадцатиклассника уверенностью в том, что он, наконец, выучился всему и стал взрослым. Эта уверенность быстро исчезает на первом курсе университета вместе с осознанием того, сколько же еще придется освоить, чтобы добиться поставленных перед собой целей. Так начинается второй этап учеба продолжается, а работа на авторитет в среде преподавателей и тех, с кем довелось учиться, начинается с нуля. И в тот торжественный момент, когда ректор пожимает выпускнику руку как равному и вручает диплом, подкрадывается мысль о том, что очень скоро придется вновь приложить максимум усилий, чтобы вернуть былой авторитет и заслужить репутацию, а также вникнуть во все тонкости будущей профессии.
Разброс профессий, которым до сегодняшнего дня отдавали предпочтение три выпуска факультета информатики, достаточно велик в силу того, что все выпускники получали не только основную специальность «информатика», но и дополнительную «английский язык» или «экономика». Часть свежеиспеченных дипломированных специалистов избрала работу в полном соответствии с квалификацией и стала преподавать в школах и других учебных заведениях, другие начали карьеру в качестве программистов, веб-мастеров, операторов ЭВМ, секретарей-референтов, переводчиков, менеджеров компьютерных фирм, то есть стали заниматься именно тем, чему учились в течение целых пяти лет. К счастью, сейчас не существует принудительного распределения на работу по окончании вуза, и среди тех, кто устроился особенно оригинально, следует отметить двух девушек, окончивших университет в 2000 году: одна из них работает секретарем-референтом партии «Единство» в Москве, а другая преподает детям английский язык в русскоязычной школе на солнечном Кипре.
В то же время многие выпускники нашли работу, не связанную с полученным образованием напрямую. Каждый из них яркая личность; за время обучения в университете они смогли не только блестяще освоить основную профессию, но и развить другие скрытые в них таланты. Факультет вправе гордится тем, что его выпускники стали сотрудниками омской газеты «Мой компьютер», нашли себя в дизайне и издательском деле, пополнили ряды офицеров силовых структур, открыли собственное дело, а один молодой человек был даже рукоположен в священники.
Из вышесказанного не следует делать вывод о том, что среди выпускников, ставших учителями или программистами, нет одаренных и творческих людей; более того, чтобы достичь вершин, например, в программировании, надо посвятить массу времени самостоятельному изучению аспектов, не включенных в программы учебных дисциплин. К сожалению, утвержденные министерством образовательные стандарты быстро устаревают (особенно остро эта проблема встает при обучении информатике), поэтому преподаватели не всегда имеют возможность своевременно вводить в учебные планы курсы по новейшим компьютерным технологиям даже при наличии желания и техники. Однако студенты всегда могут заниматься самостоятельно (и, к их чести, делают это) а особая уникальная атмосфера факультета информатики и интеллектуальный круг общения как нельзя лучше способствуют этому процессу. Остается только посоветовать студентам младших курсов тратить свое свободное время не только на ночные клубы или, наоборот, подготовку к плановым занятиям, но и на самообразование.
Вместе с тем, учась в высшей школе, нельзя посвящать все свое время исключительно любимому Паскалю или столь популярному ныне HTML, ведь университетский диплом в России может получить только всесторонне образованный человек. Увы, на факультете были случаи, когда студенты, проучившиеся три или четыре года и прекрасно разбирающиеся в информатике, не могли закончить обучение из-за неуспеваемости по таким предметам, как методика преподавания или культурология. Конечно, и эти люди впоследствии находили хорошую работу, но лишались главного: гордого звания «выпускник факультета информатики».
Полная противоположность им особая группа выпускников, решивших продолжить образование и поступивших в аспирантуры или ставших соискателями ученых степеней. Ни один из них еще не защитил диссертацию (напомним, что на исходе только третий год с момента первого выпуска 1998 года), но все они успешно ведут исследовательскую работу с надеждой на получение ученой степени кандидата педагогических или технических наук. Большинство нынешних аспирантов и соискателей являются преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники, а также сотрудниками других кафедр, информационно-педагогического центра, отдела компьютеризации ОмГПУ и т.д. Еще в студенческие годы они были отмечены руководством как «подающие надежды» и были рекомендованы для дальнейшей научной работы.
Не за горами новый, четвертый по счету, выпуск факультета информатики. Пятикурсников ожидают последний звонок и госэкзамены, вручение дипломов и выпускной вечер, после которого им придется покинуть родную alma-mater и прокладывать себе дорогу в этом неспокойном мире. Пожелаем им удачи, и пусть они добавят еще несколько экзотических профессий к списку тех, которые по плечу выпускникам факультета информатики!
Опубликовано в ReadMe.txt, пилотном выпуске газеты факультета информатики ОмГПУ.