Дмитрий Рудаков. Портфолио

 

Учимся учить, или 7-ой семинар программы Intel «Обучение для будущего» (2004)

Отредактированный текст

5 июня 2004 года в главном корпусе ОмГПУ состоялся 7-ой научно-практический семинар «Применение современных информационных технологий в образовании», проводимый по программе Intel «Обучение для будущего». Если предыдущие семинары демонстрировали уровень подготовки учителей Омска и области, которые повышали квалификацию в региональном Центре компьютерных технологий в образовании при ОмГПУ, то участниками нынешнего семинара стали студенты старших курсов педуниверситета. Это объясняется тем, что программа Intel переходит на новую модель функционирования, в рамках которой осуществляется ее внедрение в учебные планы дисциплин нашего вуза, связанных с подготовкой в области информационных и коммуникационных технологий.

Открытие семинара провел руководитель программы Intel в ОмГПУ профессор Михаил Павлович Лапчик. В приветственном слове он отметил, что программа ориентирована на развитие творческой инициативы ребенка, на активизацию его исследовательской работы и выразил надежду, что собравшиеся на семинар студенты смогут подтвердить это в своих выступлениях. Учебно-методические пакеты участников семинара охватывали широкий круг вопросов и были условно разделены на следующие предметные области: математика, биология и экология, литература, иностранный язык, МХК, начальная школа, внеклассная работа. По традиции лучшие проекты и их авторы были награждены дипломами семинара, которые были присуждены компетентным жюри под председательством М.П. Лапчика в следующем составе: эксперт-социолог программы Intel Ирина Валерьевна Селиверстова, эксперт программы Intel Мария Александровна Ушакова, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий доцент Сергей Робертович Удалов, доцент Марина Ивановна Рагулина.

В ходе работы семинара выяснилось, что большинство студенческих проектов носят интегративный характер, объединяют разные направления науки. Возможно, это и стало залогом успеха многих выступающих — и жюри, и аудитория слушали их с неподдельным интересом и задавали вопросы по темам, затронутым в выступлении. По словам М.П. Лапчика, такой подход соответствует современным тенденциям в образовании — формированию основных компетенций у учащихся.

В этой связи особенно запомнился пакет «Измерение величин», выполненный студентами четвертого курса математического факультета. Усомнившись в реальности событий, описанных в Библии, они решили добраться до истины с помощью математики. В частности, ими был поставлен вопрос: возможен ли был такой ливень, который покрыл весь земной шар выше самых высоких гор? Сделанный расчет показал, что в результате Всемирного потопа вода могла подняться только на 2,5 см: последующее сравнение с высотой горы Эверест (9 км) позволило сделать вывод о преувеличении библейского сказания.

Необычной была и форма представления данного проекта: студенты подготовили красочное действо, где исполняли роли учителя и учеников во время демонстрации компонентов учебно-методического пакета. Справедливо заслуженные ими дипломы первой степени стали свидетельством того, что максимально ориентированные на ребенка разработки находят повсеместную поддержку.

Семинары по программе Intel сегодня — это встречи практикующих и будущих учителей, стремящихся соответствовать современным требованиям общества. Любой ребёнок имеет скрытые резервы развития своих творческих способностей, которые не сразу видны педагогам, родителям, постоянно занятым решением текущих задач. Найти эти резервы и открыть перспективу развития маленького человека — вот главная задача программы Intel «Обучение для будущего». Каждый год программа динамично развивается, расширяется и обновляется с учетом изменения ситуации в образовании и новых тенденций в этой сфере.

Исходный текст

5 июня 2004 г. в главном корпусе ОмГПУ состоялся VII Научно-практический семинар «Применение современных информационных технологий в образовании», проводимый в рамках программы Intel «Обучение для будущего». Сейчас в России существует 9 центров Intel. Центр в г. Омске был создан по конкурсу, преимущественно для обучения учителей. Однако, на этот раз участниками семинара стали студенты, будущие педагоги-инноваторы (в отличие от предыдущих семинаров, где участниками были учителя). Поэтому этот семинар можно назвать первым в своем роде.

Как обычно, работы оценивало компетентное жюри: проректор по информатизации ОмГПУ, директор Омского ЦКТО профессор Михаил Павлович Лапчик, заместитель директора ЦКТО по методической работе доцент Марина Ивановна Рагулина, главный социолог программы Ирина Валерьевна Семиверстова, эксперт программы Мария Александровна Ушакова, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий Сергей Робертович Удалов.

Председатель жюри Михаил Павлович Лапчик выступил с приветственным словом. Он попросил участников обратить внимание на то, что программа ориентирована на развитие ребенка, на активизацию его исследовательской работы, а также отметил, что в этом зале собрались лучшие из тех, кто увлечен идеей развития творческих инициатив.

Разработанные студентами учебно-методические пакеты носили, в основном, интегративный характер, что, по словам М.П. Лапчика, соответствует современному подходу в образовании — формированию основных компетенций.

Семинары Intel сегодня — это уникальное мероприятие. Программа «Обучение для будущего» может быть крайне полезным инструментом для организации и контроля учебного процесса. Это особенно актуально для педагогов, стремящихся к тому, чтобы соответствовать современным требованиям общества.

Любой ребёнок имеет резервы развития своих творческих способностей. Они не видны педагогам, родителям, постоянно занятым текущими задачами. Эти резервы представляют собой перспективу развития. Программа позволяет находить эти новые направления, развивать их, оценивать.

Каждый год программа «Обучение для будущего» расширяется и обновляется с учётом изменения ситуации в образовании и новых тенденций в этой отрасли.

 Опубликовано в разделе «Новости» на официальном сайте ОмГПУ.

———