Анализ коллажа Time is out Сергея Гусева (2003)
Коллаж выполнен в монохромной цветовой гамме; по В.С. Кузину, преобладающие темные сине-фиолетовые тона оставляют ощущение тревоги, тоски и грусти [Кузин, 1982: 100]. Композиция в целом уравновешенная: часы в правой части коллажа зрительно уравновешивают девушку (модель Элизабет Харли) в левой части коллажа согласно правилу рычага. Динамичность коллажу придают две ярко выраженные диагонали: первая задана часами и направлена из правого верхнего угла в оптический центр, вторая образована контуром девушки, идущим слева направо сверху вниз; движение чувствуется также благодаря тому, что автор предусмотрительно оставил относительно свободное пространство для падения часов. Динамика подчеркивает стремительность и напряжение момента ведь, согласно замыслу, время, отведенное героине коллажа для принятия решения, уже вышло.
Простой рубленый шрифт главной надписи Time is out смотрится лаконично и безапелляционно, тонкая рамка наводит на мысль о сходстве надписи с сообщением об ошибке, выданным компьютером, или городским информационным указателем, усиливая впечатление холодной бездушной констатации факта. Нюансная проработка фона дает возможность зрителю прочитать некоторые дополнительные надписи, а также рассмотреть особенности текстуры, имитирующей старую обшарпанную поверхность, от которой хочется бежать без оглядки.
К минусам работы весьма условно можно отнести отсутствие каких-либо намеков на то, что может произойти с героиней по истечении времени. Завершая анализ, скажем несколько слов об образности: несмотря на то что неизбежность, отражающаяся в глазах модели заслуга фотографа, именно автор коллажа добавил в композицию падающие, как бы выпущенные из рук часы и тем самым создал свой уникальный образ, образ девушки, не успевшей сделать что-то очень важное. Глядя на нее, каждый из вас по-своему ответит на вопрос «Почему она опоздала?», а кому-то из зрителей коллаж поможет собраться и окончить начатое в срок.
Литература
Кузин В.С. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. 256 с., ил.