Дмитрий Рудаков. Портфолио

 

Спецкурс «Издательское дело» для студентов гуманитарного профиля (2002)
В соавторстве с Л.Г. Лучко, Т.В. Авсюк

Характерной особенностью общественного развития на современном этапе является все расширяющееся использование средств информационных и коммуникационных технологий специалистами самых различных специальностей, в том числе представителями гуманитарных профессий. Отличительной чертой этого процесса является отсутствие необходимости владения навыками программирования для создания соответствующих информационных систем. На сегодняшний день разработано большое количество специализированных программных продуктов, предназначенных для использования в качестве инструментов профессиональной деятельности такими специалистами как филологи, историки или культурологи.

Современные вузы осуществляют подготовку специалистов гуманитарной направленности по широкому перечню направлений и специальностей. При этом, по мнению В.Н. Максимовой, среди них можно выделить три основных профиля:

Как следует из приведенной классификации, будущая профессиональная деятельность специалистов всех указанных профилей в той или иной степени связана с созданием литературных произведений (статей, докладов, обзоров) или информативных текстовых документов (писем, объявлений, проспектов) и т.д. В большинстве случаев для решения этих повседневных задач достаточно несложного текстового редактора (такого, как Microsoft Word на платформе Windows или Лексикон на платформе MS DOS), который позволяет экономить время, упрощает процедуру редактирования и выводит на печать нужное количество экземпляров без потери качества. Однако для создания сложного по структуре документа, требующего нестандартного оформления и рассчитанного на взыскательного читателя, выбор только текстового редактора может оказаться неоправданным. В этом случае отличным «подспорьем» для решения профессиональных задач пользователя может стать настольная издательская система (НИС), которая обладает большим количеством функций для придания произведению законченного вида.

Настольная издательская система — это программа, предназначенная для создания печатных документов путем комбинирования на экране текстовых блоков и изображений, подготовленных в других программах [MEE, 2001]. В настоящее время НИС обеспечивают получение качественного результата при создании бланков, сертификатов, афиш, календарей, буклетов, отчетов, пригласительных билетов, газет, журналов и т.д. Согласно классификации, предложенной М. Борисовым, все многообразие существующих НИС можно разделить на несколько категорий:

  1. Профессиональные верстальные пакеты, незаменимые для полноцветных богато иллюстрированных изданий (QuarkXPress, Adobe InDesign).
  2. Верстальные пакеты, предназначенные для создания простых многостраничных публикаций (Adobe PageMaker, Microsoft Publisher).
  3. Специализированные пакеты, предназначенные для работы со справочной и научной документацией (Adobe FrameMaker, Corel Ventura, TeX) [Борисов, 2001].

Для решения разнообразных профессиональных задач специалисты гуманитарного профиля могут использовать программные продукты всех перечисленных выше категорий, однако начинать освоение НИС целесообразно с пакета, относящегося ко второй категории. Авторы данной статьи предлагают студентам-гуманитариям спецкурс «Издательское дело»; в его основу положена система Adobe PageMaker версии 6.5, выпущенная в 1996 году, выбор которой обусловлен следующими причинами:

Система PageMaker является мощным средством создания публикаций различной степени сложности, однако во главу угла не может быть поставлено исключительно изучение его возможностей обособленно: пакет является не более чем инструментом для решения некоторых прикладных задач. Из этого положения вытекают цели курса:

Предлагаемый курс состоит из 11 тем и рассчитан на 42 часа. Каждая тема состоит из теоретической части, контрольных вопросов, которые могут быть использованы для составления проверочных работ или устных опросов, и практических заданий, ориентированных на создание публикаций различного назначения. Теоретический материал и система практических работ в рамках данного курса предусматривают поэтапную работу «от простого к сложному»: работая сначала над созданием несложных визитных карточек и пригласительных билетов, а затем листовок, статей и буклетов, студенты накапливают знания и умения, которые могут быть реализованы при подготовке многостраничной газеты со всеми присущими ей элементами (заголовочные комплексы, выносы, иллюстрации и т.д.) [Ныркова, 1998]. Ниже приводится тематическое планирование курса с указанием часов, отведенных для каждой темы:

  1. НИС Adobe PageMaker 6.5: назначение, базовые понятия (4 часа).
  2. Текст публикации (6 часов).
  3. Типографские правила набора текста (2 часа).
  4. Шрифт как элемент дизайна (4 часа).
  5. Оформление текстов. Стили. Приемы (6 часов).
  6. Графические объекты PageMaker (4 часа).
  7. Импортируемые изображения и особенности их сочетания с текстом (2 часа).
  8. Композиция публикации (4 часа).
  9. Основные принципы работы с многостраничной публикацией (2 часа).
  10. Газета: этапы подготовки и создание (6 часов).
  11. Обсуждение результатов (2 часа).

Важной особенностью курса является сочетание материалов технического характера с элементами эстетического знания: благодаря такому чередованию наряду с представлением о том, как сделать что-либо в программе, студенты приобретают сведения и о том, как сделать это красиво. Будущие специалисты гуманитарного профиля отлично усваивают техническую информацию, так как она тесно переплетается с гуманитарной и открывает для них новые возможности в профессиональной деятельности, а подготовка газеты как завершающей публикации курса позволяет им в полной мере проявить свои журналистские, стихотворные, редакторские и организаторские таланты.

По окончании изучения предлагаемого курса студенты получают базовые знания по подготовке публикаций в современных НИС, которые позволяют им самостоятельно переходить к освоению других аналогичных пакетов, а также плодотворно использовать их в решении, например, таких задач как подготовка раздаточного материала для учеников, составление схемы для защиты диссертации или разработка приглашения на юбилейный вечер факультета. Применение НИС в подготовке специалистов гуманитарного профиля в целом способствует развитию интереса студентов к другим дисциплинам цикла и способствует повышению качества обучения.

Литература

Борисов М. Издательские пакеты на любой вкус // Publish. — 2001. — № 9. — С. 45-56.

Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 143 с.

Ныркова Л.М. Как делается газета: Практич. пособие. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. — 68 с.

Microsoft Encarta Encyclopedia 2002. — Redmond, 2001. — 3 CD.

Библиографическое описание статьи:
Лучко  Л.Г., Рудаков  Д.Ю., Авсюк  Т.В. Спецкурс «Издательское дело» для студентов гуманитарного профиля // Совершенствование системы подготовки специалистов для сферы сервиса: Материалы региональной научно-практической юбилейной (ОГИС — 25 лет) конференции. Часть 1. — Омск: ОГИС, 2002. — С. 131-134.

———